ФГОС


Таттинское улусное управление образованием

Улусное методическое объединение педагогов - психологов

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа  мониторинга

универсальных учебных действий учащихся 1 – 6 классов

при реализации ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ытык – Кюель 2015 г.

 

 

Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» и методического пособия  Серякиной А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной и  среднем звене.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный(включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников с 1 – 5 классы,  в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

Задачи мониторинга:

  1. отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального и общего образования;
  5. обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного, начального школьного и общего образования в условиях внедрения ФГОС;
  6. разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся с 1 -5 классы.

Объекты мониторинга:

1.    универсальные учебные действия школьников с 1 – 5 классы;

2.    психолого- педагогические условия обучения;

3.    педагогические технологии, используемые в начальной и основной школы.

Условия реализации программы мониторинга  банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы4 года Программа мониторинга представляет собой лонгитюдноеисследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального и основного образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

1.    соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

2.    соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

3.    сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

. Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:

1) личностные;

2)регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Циклограмма мониторинга формирования УУД в 1 – 8 классов за 2019-2010 у.г.

 

 

месяц

УУД

класс

методика

 

1.      Стартовая диагностика (сентябрь - декабрь).

2.      Вторичная диагностика (февраль – май)

Сентябрь,

февраль

Коммуникативное

1

1. Рукавички  (Г.А.Цукерман).

2. Технологическая карта наблюдений

2

1.    Рукавички(Г.А.Цукерман) 

2.   Технологическая карта

3

1.   Технологическая карта

2.   Методика Кто прав?

4

1.   Технологическая карта

2.     Методика «Кто прав?»

5 -6

Александровская критерии 2.3.

     Александровская критерии 3.1.

      Александровская критерии  3.2.

Октябрь,

март

Личностное

1

1.        «Беседы о школе» (Т.А.  Нежновой) в модификации   А.М. Прихожан .

2.        Методика «Лесенка».

3.        Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

2

1.    Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой.

2.        Методика «Лесенка».

3.        Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

3

1.   Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой.

2.        Методика «Лесенка».

3.   Методика «Незаконченные предложения».

4

1.   Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой.

2.      Методика «Лесенка».

3.   Методика «Незаконченные предложения».

5-6

Александровская критерий 2.1.

Александровская критерий 4.

Учебная мотивация

Ноябрь,

апрель

Регулятивное

1

1. Рисование бабочки

2

1. Рисование девочки

3

1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ (субтест 7))

4

1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ  (субтест7))

5-6

1.   Александровская критерии  1.2

Александровская критерии  1.3.

Александровская критерии  2.2

Декабрь,

май

Познавательное

1

1.        «Найди отличия» - сравнение картинок.

2

1.        Выделение существенных признаков.

3

1.        Логические закономерности.

4

1.        Замбецявичене «Словесно – логическое мышление».

5-6

1.      Александровская  критерий 1.1

Александровская  критерий 1.4.

2.   Тихомировой «Диагностика интеллектуального развития»

Итоги 1 диагностики – декабрь

Итоги 2 диагностики – май

Download
Оценка школьной мотивации учащихся 1.pdf
Adobe Acrobat Document 470.6 KB