Таттинское улусное управление образованием
Улусное методическое объединение педагогов - психологов
Программа мониторинга
универсальных учебных действий учащихся 1 – 6 классов
при реализации ФГОС
Ытык – Кюель 2015 г.
Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» и методического пособия Серякиной А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной и среднем звене.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный(включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников с 1 – 5 классы, в условиях реализации федеральных государственных стандартов.
Задачи мониторинга:
Объекты мониторинга:
1. универсальные учебные действия школьников с 1 – 5 классы;
2. психолого- педагогические условия обучения;
3. педагогические технологии, используемые в начальной и основной школы.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
. Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
1) личностные;
2)регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Циклограмма мониторинга формирования УУД в 1 – 8 классов за 2019-2010 у.г.
месяц |
УУД |
класс |
методика |
|
1. Стартовая диагностика (сентябрь - декабрь). 2. Вторичная диагностика (февраль – май) |
||
Сентябрь, февраль |
Коммуникативное |
1 |
1. Рукавички (Г.А.Цукерман). 2. Технологическая карта наблюдений |
2 |
1. Рукавички(Г.А.Цукерман) 2. Технологическая карта |
||
3 |
1. Технологическая карта 2. Методика Кто прав? |
||
4 |
1. Технологическая карта 2. Методика «Кто прав?» |
||
5 -6 |
Александровская критерии 2.3. Александровская критерии 3.1. Александровская критерии 3.2. |
||
Октябрь, март |
Личностное |
1 |
1. «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой) в модификации А.М. Прихожан . 2. Методика «Лесенка». 3. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» |
2 |
1. Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой. 2. Методика «Лесенка». 3. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» |
||
3 |
1. Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой. 2. Методика «Лесенка». 3. Методика «Незаконченные предложения». |
||
4 |
1. Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой. 2. Методика «Лесенка». 3. Методика «Незаконченные предложения». |
||
5-6 |
Александровская критерий 2.1. Александровская критерий 4. Учебная мотивация |
||
Ноябрь, апрель |
Регулятивное |
1 |
1. Рисование бабочки |
2 |
1. Рисование девочки |
||
3 |
1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ (субтест 7)) |
||
4 |
1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ (субтест7)) |
||
5-6 |
1. Александровская критерии 1.2 Александровская критерии 1.3. Александровская критерии 2.2 |
||
Декабрь, май |
Познавательное |
1 |
1. «Найди отличия» - сравнение картинок. |
2 |
1. Выделение существенных признаков. |
||
3 |
1. Логические закономерности. |
||
4 |
1. Замбецявичене «Словесно – логическое мышление». |
||
5-6 |
1. Александровская критерий 1.1 Александровская критерий 1.4. 2. Тихомировой «Диагностика интеллектуального развития» |
||
Итоги 1 диагностики – декабрь Итоги 2 диагностики – май |